|  
                               ТТД: 
                                Водоизмещение: 503 т. 
                                Размеры: длина - 62 м, ширина - 7,2 м, осадка 
                                - 2,2 м. 
                                Скорость полного хода: 18 узлов. 
                                Дальность плавания: 3000 миль при 14 узлах. 
                                Силовая установка: 2х1500 л.с., 2 вала.  
                                Вооружение: 1х1 100-мм орудие Б-24, 1х1 45-мм 
                                орудие 21-К, 3х1 12,7-мм пулемета, 20 бомб, 27 
                                мин, 46 минных защитников, 1 трал Шульца, 2 параван-трала 
                                К-1, 1 змейковый трал. 
                                Экипаж: 44 чел.  
                              История корабля: 
                                Базовый тральщик пр.53 
                              Проектирование первого советского базового тральщика 
                                пр.3 типа "Фугас" началось с утверждения 
                                тактико-технического задания на его создание в 
                                1930 г. Эскизный проект был готов в 1931 г., технический 
                                - в 1932 г. Главным конструктором корабля был 
                                Г. М. Вераксо. Представителями Военно-Морского 
                                Флота, внесшими большой вклад в создание корабля 
                                пр.3 и его дальнейших модификаций, были В. С. 
                                Авдеев, А. Т. Ильичев, И. С. Савицкий.  
                              Постройка тральщиков была начата на Севастопольском 
                                заводе в 1932 г., а в 1934 г. к строительству 
                                серийных кораблей была привлечена Северная судостроительная 
                                верфь в Ленинграде. Первые тральщики пр. 3 вошли 
                                в состав флота в 1937 г. Из них 4 тральщика в 
                                состав Балтийского флота и 4 - для Черноморского. 
                               
                              Базовые тральщики пр.3 создавали с учетом опыта 
                                строительства тральщиков дореволюционной постройки 
                                типа "Клюз", хорошо зарекомендовавших 
                                себя при тралении. Новые базовые тральщики имели 
                                по сравнению с ними более эффективное тральное 
                                вооружение и усиленную артиллерию. На тральщиках 
                                так же было установлено противолодочное вооружение 
                                (глубинные бомбы и бомбосбрасыватели), устройство 
                                для приема и постановки мин. Вместо паровой машины 
                                мощностью 500 л. с. применены два дизеля общей 
                                мощностью 3000 л. с. Дальность плавания возросла 
                                с 400 до 3000 миль. 
                              В совокупности новые решения, принятые на корабле 
                                пр.3, давали ему значительные преимущества перед 
                                тральщиками дореволюционной постройки и являлись 
                                значительным шагом вперед по сравнению с кораблями 
                                этого класса времен первой мировой войны. Корабль 
                                пр. 3 послужил прототипом для создания базовых 
                                тральщиков отечественного Военно-Морского Флота 
                                пр.53, 58 и 53У. На тральщики указанных проектов 
                                возлагались следующие задачи: разведка, контроль 
                                и траление фарватеров и минных полей; проводка 
                                отдельных кораблей и караванов за тралами; постановка 
                                минных полей и борьба с подводными лодками.  
                              В ходе постройки тральщиков в их проект вносили 
                                конструктивные изменения, связанные с дополнительными 
                                работами по усилению трального и артиллерийского 
                                вооружения, установке вновь созданных механизмов 
                                и оборудования, массогабаритные характеристики 
                                которых отличались от первоначально предусмотренных 
                                в проекте. Это привело к снижению остойчивости. 
                                Были разработаны меры по повышению остойчивости 
                                перераспределением масс для понижения центра тяжести 
                                корабля. С 1935 г. тральщики пр.3 достраивали 
                                уже с учетом предложения по повышению остойчивости. 
                                Тральщики с улучшенной остойчивостью типа "Стрела"(пр. 
                                53) стали поступать в состав флота в 1938 г. Всего 
                                их было построено шесть - на Севастопольском заводе 
                                и четыре - на заводе "Судомех"в Ленинграде. 
                                Кроме того, на Севастопольском судостроительном 
                                заводе было по пр. 58 было построено семь тральщиков, 
                                мало чем отличавшихся от кораблей пр. 53. 
                              Тральщик "Защитник" был заложен в Севастополе 
                                на Севастопольском морском заводе 25.12.1936 г. 
                                (заводской №177), спущен на воду 31.07.1937 г., 
                                сдан 20.08.1938 г., 25.08.1938 г. поднят флаг 
                                ВМФ. 25.07.1939 г.  
                              25.07.1939 г. по общей классификации кораблю 
                                дан тактический номер "Т-411" ("БТЩ-411"). 
                              С 01.01.1939 г. по 29.06.1941 г. использовался 
                                как опытный корабль при отработке новых систем 
                                минного дела.  
                              В период Великой Отечественной войны участвовал 
                                в защите морских коммуникаций, в обороне Одессы 
                                и Севастополя. В конце декабря 1941 г. и начале 
                                января 1942 г. принимал участие в десантной операции 
                                в Феодосию и Керчь. 19.07.1942 г. заменен бортовой 
                                номер на "14". В феврале 1943 г. участвовал 
                                в десанте в" Южную Озерейку и Станичку. За 
                                активное участие в борьбе с врагом кораблю присвоено 
                                звание "Гвардейский".  
                              15.05.1943 г. тральщик вышел из Туапсе для усиления 
                                конвоя. На траверзе Нового Афона в 20 милях к 
                                западу от сухумского маяка он был атакован немецкой 
                                подводной лодкой "U-24" (командир обер-лейтенант 
                                Петерсен). Взрывом торпеды оторвало корму корабля, 
                                переборка в машинном отделении не выдержала, и 
                                в 15 ч. 45 мин. тральщик затонул. Всего удалось 
                                спасти 32 человека - более половины экипажа.  
                               
                              Имя тральщика увековечено на "Мемориале 
                                героической обороны Севастополя 1941-1942 гг.", 
                                сооруженном на площади Нахимова в Севастополе 
                                в 1967 г. 
                               |