Черноморский Флот

Флотские новости

История Флота

Корабельный состав

Фотоальбом ЧФ

Вооружение

Командный состав

Герои Флота

Служба по контракту

"Энциклопедия ЧФ"

Флотский Форум

Обратная связь

English version


 
Наш канал в Telegram

 
   
 
Черноморский Флот
 
 
KCHF.RU - информационный ресурс
 
 
     
 
Корабельный состав
Все корабли Черноморского Флота

Вспомогательные суда

 
 
 
     
   

Военнизированное судно "Крым"

 
 
 
 
 
 

ТТД:
Водоизмещение: 6700 т.
Размеры: длина - 112,2 м, ширина - 15,6 м, осадка - 5,79 м.
Скорость полного хода: 14,5 узлов.
Дальность плавания: -- миль на -- узлах.
Силовая установка: дизельная двухвальная, 2 х 2000 л.с.
Пассажировместимость: 518 классных мест, 125 сидячих мест, 317 палубных мест.
Экипаж: 76 чел.

История судна:
Мобилизованный теплоход

Судно из серии крымско-кавказских теплоходов. В 1925 г. были заложены все суда, намеченные к постройке перспективным планом 1923 г. По техническому заданию Совторгфлота проектированием "крымчаков" занималась группа конструкторов во главе с Я. Копержинским. Чертежи корпуса и общего расположения разрабатывали М. Денисов, И. Яковлев, рефрижераторной установки - А. Дефабр, машинного отделения - П. Титов и 3. Аронштам, корпус рассчитывал М. Ловягин. Для консультации конструкторов Совторгфлот командировал в Ленинград опытных капитанов и механиков, длительное время плававших на товаро-пассажирских судах этой пинии. Их советы и рекомендации помогли конструкторам лучше понять особенности перевозки груза на пассажирском судне, создать условия комфорта для пассажиров и экипажа.

В результате совместных усилий заказчика, конструкторов и эксплуатационников были сформулированы окончательные требования на новое судно, как на почтово-товаро-пассажирский теплоход, предназначенный для плавания по портам крымско-кавказского побережья и в Средиземном море. Предполагалось, что на судне будет оборудовано 550 пассажирских мест 1, 2 и 3-го классов, а для членов команды - двухместные каюты с одноярусными койками, расположенные в средней части теплохода над машинным отделением. Трюмы рассчитывались на прием 1000 тонн генеральных и 100 тонн рефрижераторных грузов или фруктов. Когда конструкторы прикинули компоновку жилых и грузовых помещений, оказалось, что, выполняя требуемые условия комфорта для пассажиров и команды, они не вписываются в заданную длину судна 100 м. Увеличить осадку у теплохода более 5,79 м из-за малой глубины Керченского порта конструкторы не могли. Оставалось одно - удлинить на 10 м корпус, на что и было получено согласие заказчика.

В марте 1926 г. конструкторы передали всю проектную документацию Балтийскому заводу и судостроительному заводу Круппа "Дойче Верфт" в Гамбурге, которому Совторгфлот заказал постройку двух теплоходов этой серии. Рабочие чертежи выполнялись на заводах, поэтому между "Грузией" и "Крымом", изготовленными в Германии, и советскими теплоходами есть некоторое различие. По предложению представителя Совторгфлота балтийцы закрыли пространство между кормовой рубкой и средней надстройкой, что несколько повысило центр тяжести судна. Поэтому для придания ему остойчивости в междудонное пространство пришлось заложить 120 тонн твердого балласта. Конструкторы Круппа сохранили общее расположение и внешний вид в соответствии с проектом, лишь немного заострив корму. Корпус стал более обтекаемым, в результате при испытаниях "Крым" и "Грузия" показали проектную скорость, хотя на них стояли дизели немецкого производства меньшей мощности - 2х1900 л.с., по сравнению с нашими двигателями 2х2000 л.с., разработанными на заводе "Русский дизель".

Теплоходы типа "Абхазия" были самыми комфортабельными и быстроходными грузопассажирскими судами советской постройки тридцатых годов ХХ века. Двухвальная энергетическая установка включала два двигателя завода "Русский дизель", работавших каждый на свой гребной винт. Конструктивно это были стальные, двухпалубные, с протяженной средней надстройкой суда. Корпус клепаной конструкции подразделялся на девять водонепроницаемых отсеков. Для размещения 1560 т генерального и 100 т рефрижераторного груза на судах предусматривались шесть трюмов, холодильники и два твиндека.

Крымско-кавказские теплоходы были до войны нашими самыми крупными и самыми лучшими пассажирскими судами. Они получили очень высокую оценку и у зарубежных специалистов. Не случайно, когда испанцы заказали заводу Круппа два пассажирских теплохода, немцы взяли за основу "Канариаса" и "Балеариаса", которые курсировали между портами Испании и Канарскими и Балеарскими островами, проект наших "крымчаков". Их конструкция легла и в основу "Дагестана" и "Туркменистана" - двух теплоходов для Каспийского моря. Опыт их эксплуатации крайне пригодился при проектировании пассажирских судов послевоенной постройки.

Грузо-почтово-пассажирский теплоход "Крым" был построен в 1928 г. на судоверфи Deutsche Werft, Киль, Германия (строительный №492).

Находился в составе судов Черноморского морского пароходства.

После начала Отечественной войны 24.06.1941 года стал к стенке Одесского судоремонтного завода №1. На нем установили зенитные пушки и пулеметы, артиллерийские расчеты были сформированы из членов экипажа. 09.07.1941 г. "Крым" вслед за пароходом "Ленин" стал под погрузку эвакуируемого из Одессы имущества. В первом военном рейсе комендоры теплохода сумели сбить фашистский самолет. "Крым" начал доставлять в осажденную Одессу боеприпасы, а обратными рейсами переправлял раненых в порты Кавказа.

27.07.1941 г. он был включен в состав Черноморского флота в качестве военнизированного судна.

22.09.1941 г. при подходе к Новороссийску в районе Мысхако подорвался на советском минном заграждении. Судно, получив большие повреждения кормы, в ожидании ремонта стояло в Батуми, где использовалось в качестве общежития. Исключено из состава Действующей армии 18.09.1943 г. Отдельные механизмы были использованы для ремонта однотипного теплохода "Грузия".

В начале 1945 г. теплоход "Крым" отбуксировали в Одессу на судоремонтный завод имени А. Марти, где он также длительное время служил как общежитие для рабочих. Ремонт теплохода шел медленно и трудно. По состоянию на 01.07.1949 г а готовность судна составляла всего 29%, хотя по плану оно должно было вступить в строй в декабре этого же года. Таким образом, теплоход восстанавливался более десяти лет.

Осенью 1953 г. он вышел из Одессы на ходовые испытания. В конце 1954 г. судно было поставлено на грузопассажирскую линию Одесса-Констанца-Варна-Пирей-Дуррес. Однако иногда теплоход отвлекался с линии для выполнения отдельных ответственных правительственных заданий. Так в 1956 г. экипажу "Крыма" было поручено обеспечить выполнение рейсов в Испанию для перевозки испанских реэмигрантов по линии Союза обществ Красного Креста и Красного полумесяца СССР. Под его флагом за шесть рейсов из Одессы в порты Валенсию и Кастельон-де-ла-Плана было перевезено около трех тысяч человек. В 1957 г. лайнер был удостоен чести доставить в Одессу участников и гостей VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов. Их принимали в портах Александрия, Порт-Саид, Бейрут и Латакия.

Важным событием для лайнера явилось официальное открытие Ближневосточной грузопассажирской линии. Рейс сопровождался официальными приемами в портах Констанца-Варна-Стамбул-Пирей-Александрия-Порт-Саид-Бейрут-Латакия в присутствии послов СССР, консулов, иностранных агентов и представителей туристических и торговых фирм. Этим рейсом было положено начало возобновления в послевоенное время традиционной для Черноморцев грузопассажирской линии. В октябре 1957 г. "Крым" поставили в Одессе на ремонтный перестой, после которого он вновь вышел на линию Одесса-Дуррес.

Позже судно долго эксплуатировалось на Крымско-Кавказской линии. В 1966 г. теплоход стал учебным судном. В 1970 г. "Крым", выработав свои ресурсы, был снят с рейсов и поставлен в Ильичевске в качестве плавучей гостиницы. В сентябре 1973 г. судно было уведено в Испанию и разделано на металлолом на заводе в Кастеллоне .

 
       
Top.Mail.Ru
© Kchf.ru, 2001-2024 - о сайте