Черноморский Флот

Флотские новости

История флота

Корабельный состав

Фотоальбом ЧФ

Вооружение

Командный состав

Служба по контракту

"Энциклопедия ЧФ"

Флотский Форум

Обратная связь

English version


 
   
 
Черноморский Флот
 
 
KCHF.RU - информационный ресурс
 
 
     
 
Корабельный состав
Все корабли Черноморского Флота

Вспомогательные суда

 
 
 
     
   

Большой плавучий док ПД-16

 
 
ПД-16
 
ПД-16
 
ПД-16
 
ПД-16
 
ПД-16
 
ПД-16
 
ПД-16
 
ПД-16
 
ПД-16
 
ПД-16
 
 
 

ТТД:
Водоизмещение: - т.
Размеры: длина - 113 м (стапель-палуба), ширина - 22,5 м, осадка - .
Грузоподъемность: 5000 т.
Экипаж: 18 чел.

История плавдока:
Большой плавучий док

Большой плавучий док СПД-16 был заложен 05.05.1938 г. построен на Николаевском судостроительном заводе им. 61-го коммунара, спущен на воду 14.11.1939 г. Достройка в дальнейшем производдилась на плаву у стенки завода. Конструктивно представляет из себя металлический плавучий док понтонного типа, оснащенный двумя портальными кранами. Его основное предназначение - доковый ремонт подводных лодок, эсминцев, тральщиков, судов обеспечения с водоизмещением до 5000 тонн.

С началом Великой Отечественной Войны достроечные работы на нем проводятся в ускоренном темпе. 16.07.1941 г. в акватории завода успешно проводится контрольное погружение, а 22.07.1941 г. Государственная комиссия подписывает приёмный акт, и на доке был поднят Флаг вспомогательного флота ВМФ.

23.07.1941г. плавдок под буксирами начинает переход в Главную базу ЧФ. На переходе морем экипаж дока отражает многочисленные атаки вражеской авиации. 26.07.1941 г. плавдок прибывает в прифронтовой город Севастополь и становится на котлован в Южной бухте.

В ноябре 1941 г., когда начались массированные бомбежки Севастополя, командованием было принято решение отбуксировать его к берегам Кавказа в порт Поти. На стапель-палубу дока было погружено ремонтное оборудование и материалы Севморзавода и Судоремонтного завода №13, в каютах и других помещениях дока вместе с командой разместились командование, инженеры и рабочие, их семьи.

09.11.1941 года конвой в составе двух эскадренных миноносцев "Смышленый" и "Бойкий", танкера "Эмба", буксиров СП-5, СП-15, СП-16, которыми командовали капитаны В.С. Ершов, В.М. Адамов, А.А. Гарматин, и плавучего дока СПД-16 под командованием А.Н. Секирко вышел из Севастополя. Плавание конвоя в связи с разыгравшейся непогодой длилось целую неделю, за время которого корабли неоднократно подвергались атакам с воздуха. Во время одной из таких атак зенитным огнем пулеметов ДШК с плавдока был сбит немецкий бомбардировщик "Хейнкель-111". Это абсолютно уникальный случай в военно-морской истории!

С 19.08.1941 г. по 07.04.1944 г. СПД-16 были проведены доковые ремонты на 189 боевых кораблях, подводных лодках и вспомогательных судах, в том числе: 53 подводным лодкам, 13 эсминцам, 37 вспомогательным судам и двум крейсерам. Так же этот плавдок участвовал в сложнейшей операции по соединению кормы от крейсера "Фрунзе" к его однотипному проекту - крейсеру "Молотов". За самоотверженный труд и обеспечение боеготовности Черноморского флота в период войны 42 человека из экипажа плавучего дока были награждены орденами и медалями Советского Союза.

По окончанию войны было принято решение о возвращении плавдока ПД-16 опять в Севастополь. Но при переводе 17.07.1945 г. в районе Новороссийска док снова попадает в жестокий шторм, и его выбрасывает на мель. Было повреждено днище, погнуты корпусные конструкции балластных отсеков и промежуточный вал главного водяного насоса ДП-40. Восстановительные работы продлились до 10.08.1945 г. Наконец 10.09.1945 г. плавдок приходит в Севастополь.

Он был раскреплен на штатную стоянку в Южной бухте у причала №69, входил с состав судоремонтного завода ЧФ РФ. За время своего существования ПД-16 произвел ремонт около 3000 кораблей и вспомогательных судов.

В ходе раздела Черноморского флота 1997 г. плавдок ПД-16 отошел российской стороне.

В ночь с 14.12 на 15.12.2019 г. плавучий док ПД-16 затонул из-за поступления забортной воды на своём штатном месте в Южной бухте Севастополя вместе с находившейся в нём подводной лодкой Б-380, которая при затоплении потеряла остойчивость и, подсплыв, легла на на левый борт, упершись своей рубкой в борт плавдока. Аварийно-спасательной службой ЧФ были приняты меры по ликвидации затопления, подлодка была выведена из затонувшего плавдока.

В настоящее время ПД-16 находится на месте своего затопления в ожидании разделки.

Этим плавучим доком в разное время командовали:
- начальник дока Секирко А.Н.;
- командир дока капитан-лейтенант А.П.Петров А.П.;
- начальник дока Корж Валентин.

 
       
Top.Mail.Ru
© Kchf.ru, 2001-2021 - о сайте