Черноморский Флот

Флотские новости

История флота

Корабельный состав

Фотоальбом ЧФ

Вооружение

Командный состав

Служба по контракту

"Энциклопедия ЧФ"

Флотский Форум

Обратная связь

English version


 
   
 
Черноморский Флот
 
 
KCHF.RU - информационный ресурс
 
 
     
 
Корабельный состав
Все корабли Черноморского Флота

Вспомогательные суда

 
 
 
     
   

Буксир "Петраш"

 
 
 
 
 
 

ТТД:
Водоизмещение: 560 т.
Размеры: длина - 42 м, ширина - 7,2 м, осадка - 4,7 м.
Скорость полного хода: 12 узлов.
Дальность плавания: 1300 миль при 9 узлах.
Силовая установка: паровая машина, 700 л.с.
Вооружение: 1х1 75-мм орудие, 1х1 37-мм орудие; с 1941 г.: 1х1 76,2-мм орудие и 2х1 45-мм орудия, 2х1 7,62-мм пулемета; с 1943 г.: 2х1 45-мм орудия 21-К, 1х1 20-мм автомат "Эрликон", 2х1 12,7-мм пулемета ДШК, 2х1 7,62-мм пулемета).
Экипаж: 43 (с 1941 г. - 47) чел.

История судна:
Мобилизованный буксир

По заказу военного ведомства России в феврале 1914 г. на верфи АО "Сандвикский корабельный док" в Гельсингфорсе началась постройка стального винтового ледокольного "щитового" буксира среднего тоннажа "Добрыня" (строительный № 214). 12.12.1914 г. "Добрыня" был подготовлен к проведению ходовых испытаний. В качестве портового ледокола он в этом же году вошел в состав судов морской крепости императора Петра Великого в Ревеле.

Во время Первой мировой войны в связи включением в состав флота в качестве тральщиков волжских буксиров, названных по именам былинных богатырей, "Добрыню" 28.11.1916 г., принятого от Военного ведомства в состав БФ, переименовали в "Руслан". Буксир вооружили одним 75-мм и одним 37-мм орудиями и двумя 7,62-мм пулеметами, переклассифицировали сначала в посыльное, а затем сторожевое судно. Весной 1918 г. в ходе Ледового похода Балтийского флота (7-16 апреля) судно успешно использовалось в качестве ледокола. "Руслан" совместно с "Ястребом" обеспечил переход в Кронштадт восьми больших подводных лодок и транспорта.

С лета 1918 года по 01.06.1922 г. "Руслан" использовался как посыльное судно, участвуя в операциях Красного Балтийского флота. С 26.05.1922 г. он находился в распоряжении Морской пограничной охраны ОГПУ.

07.04.1924 г. "Руслан" был исключен из списков РККФ, разоружен и передан Главному управлению рыбной промышленности. Там судно переименовали, назвав "Кашалот". Пароход перешел в порт приписки Архангельск и как ледокольный буксир был включен в состав судов Управления государственного тралового и звериного промысла. С 1926 г. он в качестве буксирного парохода входил в состав Северного государственного морского пароходства "Совторгфлота". В период с 17.06 по 22.11.1926 г. "Кашалот" совершил переход из Архангельска в Черное море и вошел в состав плавучих средств Одесского морского торгового порта.

В 1935 г. судно получило новое наименование "Петраш". С 1938 г. он в составе местного транспортного флота Одесского портоуправления числился как пассажирский буксир.

В началеВеликой Отечественной войны "Петраш" был мобилизован, принят от НКМФ и зачислен 22.06.1941 г. в состав Черноморского флота. Буксир был вооружен двумя 45-мм орудиями и двумя пулеметами.

Буксир осуществлял воинские перевозки в Одессу, Севастополь, Камыш-Бурун и порты Кавказа, нес конвойную службу. 11.11.1942 г. "Петраш" был выведен из боевого состава флота и переформирован в буксирный пароход плавучих средств Туапсинской ВМБ. В 1943 г. буксир вооружили двумя 45-мм и одним 20-мм орудиями, а также двумя 12,7-мм и двумя 7,62-мм пулеметами.

07.08.1943 г. буксир "Петраш" с двумя баржами на буксире в охранении сторожевого корабля №105 следовал из Туапсе в Геленджик. В 23.20 в районе мыса Чуговокопас были обнаружены силуэты катеров, на которые был сделан запрос. В ответ караван был атакован торпедными катерами, входившими в состав 1-й флотилии Кригсмарине. Две из выпущенных торпед взорвались на берегу; а одна попала в "Петраш". Судно затонуло в точке Ш=44°21',8; Д=38°26',9, погибли 25 человек, 28 были спасены. 14.08.1943 г. буксир был исключен из состава флота.

В 2003 г. судно было обнаружено и обследовано тольяттинским клубом "Нептун-Про". Буксир переломлен на две части вследствии попадания торпеды. Надстройка отсутствует, носовая часть лежит верх килем, кормовая на киле с креном 60°. Два якоря Холла в носу на своих местах. Хорошо видны два паровых котла. В кормовой части огромный барабан с тросом, а также кассеты с глубинными бомбами. На поверхность были подняты два иллюминатора. Глубина около 15 метров, возвышение над грунтом около 6 метров.

 
       
Top.Mail.Ru
© Kchf.ru, 2001-2021 - о сайте