ТТД: Водоизмещение: 350 т. Размеры: длина - 41,85
м, ширина - 7,29 м, осадка - 3,30 м. Скорость полного хода: 12,5 узлов.
Дальность плавания: - миль при - узлах. Силовая установка: паровая машина,
750 л.с. Экипаж: 47 чел.
История судна: Мобилизованный
буксир По заказу военного ведомства России в феврале 1914 г. на верфи АО
"Сандвикский корабельный док" в Гельсингфорсе началась постройка стального
винтового ледокольного "щитового" буксира среднего тоннажа "Добрыня"
(строительный № 214). 12.12.1914 г. "Добрыня" был подготовлен к проведению
ходовых испытаний. В качестве портового ледокола он в этом же году вошел в состав
судов морской крепости императора Петра Великого в Ревеле. Во время Первой
мировой войны в связи включением в состав флота в качестве тральщиков волжских
буксиров, названных по именам былинных богатырей, "Добрыню" 28.11.1916
г., принятого от Военного ведомства в состав БФ, переименовали в "Руслан".
Буксир вооружили одним 75-мм и одним 37-мм орудиями и двумя 7,62-мм пулеметами,
переклассифицировали сначала в посыльное, а затем сторожевое судно. Весной 1918
г. в ходе Ледового похода Балтийского флота (7-16 апреля) судно успешно использовалось
в качестве ледокола. "Руслан" совместно с "Ястребом" обеспечил
переход в Кронштадт восьми больших подводных лодок и транспорта. С лета
1918 года по 01.06.1922 г. "Руслан" использовался как посыльное судно,
участвуя в операциях Красного Балтийского флота. С 26.05.1922 г. он находился
в распоряжении Морской пограничной охраны ОГПУ. 07.04.1924 г. "Руслан"
был исключен из списков РККФ, разоружен и передан Главному управлению рыбной промышленности.
Там судно переименовали, назвав "Кашалот". Пароход перешел в порт приписки
Архангельск и как ледокольный буксир был включен в состав судов Управления государственного
тралового и звериного промысла. С 1926 г. он в качестве буксирного парохода входил
в состав Северного государственного морского пароходства "Совторгфлота".
В период с 17.06 по 22.11.1926 г. "Кашалот" совершил переход из Архангельска
в Черное море и вошел в состав плавучих средств Одесского морского торгового порта.
В 1935 г. судно получило новое наименование "Петраш". С 1938
г. он в составе местного транспортного флота Одесского портоуправления числился
как пассажирский буксир. В началеВеликой Отечественной войны "Петраш"
был мобилизован, принят от НКМФ и зачислен 22.06.1941 г. в состав Черноморского
флота. Буксир был вооружен двумя 45-мм орудиями и двумя пулеметами. Буксир
осуществлял воинские перевозки в Одессу, Севастополь, Камыш-Бурун и порты Кавказа,
нес конвойную службу. 11.11.1942 г. "Петраш" был выведен из боевого
состава флота и переформирован в буксирный пароход плавучих средств Туапсинской
ВМБ. В 1943 г. буксир вооружили двумя 45-мм и одним 20-мм орудиями, а также двумя
12,7-мм и двумя 7,62-мм пулеметами. 07.08.1943 г. буксир "Петраш"
с двумя баржами на буксире в охранении сторожевого корабля №105 следовал из Туапсе
в Геленджик. В 23.20 в районе мыса Чуговокопас были обнаружены силуэты катеров,
на которые был сделан запрос. В ответ караван был атакован торпедными катерами,
входившими в состав 1-й флотилии Кригсмарине. Две из выпущенных торпед взорвались
на берегу; а одна попала в "Петраш". Судно затонуло, погибли 25 человек,
28 были спасены. 14.08.1943 г. буксир был исключен из состава флота. В 2003
г. судно было обнаружено и обследовано тольяттинским клубом "Нептун-Про".
Буксир переломлен на две части вследствии попадания торпеды. Надстройка отсутствует,
носовая часть лежит верх килем, кормовая на киле с креном 60°. Два якоря Холла
в носу на своих местах. Хорошо видны два паровых котла. В кормовой части огромный
барабан с тросом, а также кассеты с глубинными бомбами. На поверхность были подняты
два иллюминатора. Глубина около 15 метров, возвышение над грунтом около 6 метров. |