Черноморский Флот

Флотские новости

История флота

Корабельный состав

Фотоальбом ЧФ

Вооружение

Командный состав

Служба по контракту

"Энциклопедия ЧФ"

Флотский Форум

Обратная связь

English version

 

 
Фотографии кораблей в высоком разрешении
 
   
 
Черноморский Флот
 
 
KCHF.RU - информационный ресурс
 
 
     
 
Корабельный состав
Все корабли Черноморского Флота

Вспомогательные суда

 
 
 
     
   

Танкер "Советская нефть"

 
 
 
 
 
 

ТТД:
Водоизмещение: 17600 т.
Размеры: длина - 139,45 м, ширина - 17,37 м, осадка - 8,86 м.
Скорость полного хода: 11 узлов.
Дальность плавания: - миль на - узлах.
Силовая установка: 2 дизеля, 2800 л.с.
Грузоподъемность: 11150 т.
Экипаж: 42 чел.

История судна:
Мобилизованный танкер

Два дизельных танкера-бензовоза большой грузоподъемности были заказаны Нефтесиндикатом СССР в 1927 г. судостроительной компании Chantiers Navals Francais в г. Бленвиль-сюр-Орн, Нормандия, Франция. Компания CNF отметилась в 1922 году постройкой танкера Saint Boniface (грузоподъемностью 12 000 тонн), на тот момент одного из самых больших в мире, по образцу которого и были созданы советские суда. С советской стороны консультантом выступил известный инженер-кораблестроитель, академик Алексей Николаевич Крылов. Контрактная грузоподъемность (от которой рассчитывалась стоимость постройки) составляла 10 000 тонн, но французские судостроители допустили ошибку при расчете метацентрической высоты судна (замеченную А.Н. Крыловым) и фактически танкеры могли принимать до 11 200 тонн груза. Помимо 18 танков для горючего суда имели сухогрузный трюм на 1000 т груза, две стрелы и грузовые лебедки.Стоимость каждого судна равнялась 2 102 100 рублей золотом.

Первое судно, получившее наименование "Нефтесиндикат С.С.С.Р." (строительный №82) было передано заказчику в ноябре 1928 года. Второе, названное "Советская нефть" (строительный №83), вошло в строй в апреле 1929 года.

Зимой 1929-1930 гг. танкер "Советская нефть" сопровождал линейный корабль "Парижская коммуна" и крейсер "Профинтерн", которые перешли из состава Балтийского флота на Черное море. Затем танкер вошел в состав флота треста "Союзнефть", порт приписки Одесса, и начал выполнять регулярные рейсы по перевозке топлива в порты советского Дальнего Востока.

В мае 1932 г., следуя после выгрузки с недегазированными танками в Индийском океане на расстоянии около 100 миль от мыса Гвардафуй, участвовал в спасении пассажиров и команды горящего французского теплохода "Georges Philippar".

С 1934 г. судно служило в составе Черноморского государственного нефтеналивного пароходства "Совтанкер", порт приписки Туапсе. В 1934 г. танкер перименовали в "Баку" и какое-то время он ходил под этим именем. В 1936-1937 гг. теплоход перевозил грузы в революционную Испанию.

07.07.1941 г. теплоход включили в состав судов Черноморско-Азовского бассейнового управления из Ростова. Во время Великой Отечественной войны он выполнял воинские и народнохозяйственные перевозки в Черноморско-Азовском бассейне. В 1941 г. судно активно использовалось для перевозок топлива и различных грузов между различными портами. Летом 1941 г. после экстренно проведенных работ по дегазации грузовых танков, был использован (вместе с другими черноморскими танкерами) для эвакуации запасов пшеницы из Феодосии в порты Северного Кавказа. так же во время эвакуации Крымских объектов в августе 1941 г. танкер первым вывез из Ялты 1500 бочек коллекционного вина из винодельческих подвалов "Массандры", часть санаторного имущества и оборудование санаториев НКВД, РККА, табачные семена "Витим", лом цветных металлов и оборудование Симеизской обсерватории. Кроме того, на палубу было посажено около 2000 человек гражданского населения.

23.10.1941 г. "Советская нефть" шла в составе конвоя (пароходы "В. Кутюрье", "В. Аванесов", несколько тральщиков и сторожевых катеров) в Феодосийском заливе в районе мыса Киик-Атлама. В 6 часов 58 минут конвой атаковал одиночный торпедоносец Heinkel He-111 из состава 6./KG26. Торпеда попала в левый борт судна между средней надстройкой и кормой, в пробоину поступило 2160 т воды. Однако танкер сохранил ход и в 8 ч 15 мин самостоятельно прибыл в Феодосийский порт, где приткнулся к пристани. 28.10.1941 г., после заделки пробоин силами экипажа и откачки воды, сошел с грунта и прибыл в Севастополь для выгрузки нефтепродуктов. Обратным рейсом танкер принял на борт 5000 т мазута, 500 т авиамасел в таре, 42 спецавтомашины, 2950 человек эвакуируемых и вечером 7 ноября вышел в море. 9 ноября он прибыл в Туапсе и после разгрузки встал на ремонт.

В марте 1942-го года танкер получил два попадания авиабомб при налете немецких бомбардировщиков на судоремонтный завод Туапсе. Повреждения оказались тяжелыми, "Советская нефть" была отбуксирована в Батуми для продолжения ремонта. В июле-августе 1942 г. танкер как баржу использовали в перевозке грузов из Батуми в Новороссийск и обратно. В 1943 г. чтобы обезопасить стоянку судов в устье реки Хопи, поврежденные танкеры "Советская нефть" и "Иосиф Сталин" посадили на грунт параллельно друг другу.

С 18.04.1942 г. до 21.03.1944 г. числился в составе Черноморского флота в качестве военизированного судна.

Летом 1944 г. танкер был поднят, отремонитован и 25.09.1944 г. снова включен в состав пароходства "Совтанкер". 25.10.1944 г. "Совнефть" стала первым советским танкером, вошедшим в освобожденную Одессу - был доставлен груз авиационного бензина. Затем теплоход стал перевозить в советские порты румынскую нефть.

После окончания Великой Отечественной войны танкер продолжил работать на линии Черное море - Дальний Восток. 19.12.1947 г. "Советская нефть" получила серьезные повреждения при взрыве в бухте Ногаево парохода "Генерал Ватутин" (типа Liberty) - по неизвестным причинам на "Ватутине" сдетонировал груз взрывчатки, перевозившейся для горных работ (по официальным данным в трюмы было погружено 800 тонн тротила). Многие члены экипажа танкеры были ранены, но погибших не было. В 1953 г. "Советская нефть" была передана из Черноморского пароходства в Дальневосточное морское пароходство, в составе которого работала еще более 10 лет.

31.12.1966 г. танкер передали на баланс Главного управления рыбной промышленности. В 1978 г. судно было передано Владивостокскому морскому рыбному порту как бункеровщик судов рыбной промышленности. В 1984 г. теплоход списали.

 
       
Top.Mail.Ru
© Kchf.ru, 2001-2021 - о сайте