Черноморский Флот

Флотские новости

История Флота

Корабельный состав

Фотоальбом ЧФ

Вооружение

Командный состав

Герои Флота

Служба по контракту

"Энциклопедия ЧФ"

Флотский Форум

Обратная связь

English version


 
Наш канал в Telegram

 
   
 
Черноморский Флот
 
 
KCHF.RU - информационный ресурс
 
 
     
 
История флота
Исторические материалы

Гибель линкора "Новороссийск"

 

 
 
 
         
 

Гибель линейного корабля "Новороссийск" даже спустя почти полвека остается, пожалуй, самой трагической страницей в летописи отечественного флота. Тогда, 29 октября 1955 года, более 600 военных моряков погибло, а около 200 было ранено и покалечено. Только в 90-х годах их имена появились на двух ранее безымянных братских могилах.

А засекреченному наградному списку был дан ход лишь в 1999 году - согласно указу президента России. 716 моряков были награждены орденом Мужества, причем более 600 - посмертно. Но и этот документ, вышедший почему-то под грифом "Для служебного пользования", не поставил точку в трагической истории линкора...

Вечером 28 октября 1955 года "Новороссийск" вернулся с моря и занял место у бочек N 3, в полумиле от Графской пристани, где обычно проходили все праздничные мероприятия. Но швартовка прошла нештатно: корабль, управляемый не очень опытным старпомом, проскочил носовую "бочку" на добрую половину корпуса. Выравнивание отложили до утра (впоследствии это обстоятельство сыграет весьма важную роль). Тогда никто даже допустить не мог, что с линкором, ошвартованным в глубине прекрасно защищенной Севастопольской бухты, может хоть что-то произойти. После швартовки на "Новороссийске" началась обычная жизнь по корабельному расписанию. Было разрешено увольнение на берег. Вместе с большинством офицеров на берег сошел и исполняющий обязанности командира старпом - капитан 2-го ранга Хуршудов. Среди оставшихся на борту офицеров преобладали лейтенанты и старлеи.

В 1 час 30 минут, едва вахтенный на юте пробил положенные три склянки, в носовой части "Новороссийска" прогремел оглушительной силы взрыв. Как потом выяснилось, он был такой мощности, что пробил насквозь многопалубный бронированный корпус линкора. В громадную (150 квадратных метров) пробоину хлынули потоки забортной воды, перемешанные с мазутом и кровью. Разрушения пришлись на самую заселенную часть корабля - сразу же погибли 150-175 человек. Но если бы взрыв задел один из артпогребов, на воздух взлетели бы еще и пять крейсеров, стоявших рядом.

Начались борьба за живучесть и подготовка к буксировке линкора на отмель. Драма развивалась на виду у всего Севастополя, отмечавшего столетие первой обороны 1854-1855 годов (вручать орден Красного Знамени Севастополю прибыли председатель Президиума Верховного Совета СССР Климент Ворошилов и отдыхавший под Ялтой Никита Хрущев) и готовившегося к 7 Ноября. Прибывший на гибнущий корабль командующий Черноморским флотом вице-адмирал Виктор Пархоменко приостановил начатую буксировку. И это было роковое решение. Адмирал то и дело требовал докладов о состоянии корабля, а линкор тем временем уходил под воду. Запоздалое приказание Пархоменко о возобновлении буксировки оказалось бессмысленным: носовая часть корабля уже осела на грунт. Не сразу удалось уговорить адмирала и на эвакуацию не занятых в спасательных работах моряков - к этому моменту их на юте скопилось до тысячи человек.

Когда решение об эвакуации наконец приняли, крен корабля начал стремительно нарастать. Плотные шеренги моряков, построившихся на юте в ожидании баркасов, стали скатываться за борт - в темноту. На них, калеча и убивая, полетели сорвавшиеся со своих штатных мест зенитные установки и механизмы. В 4 часа 14 минут линкор лег на левый борт и через мгновение опрокинулся вверх килем. В этот момент из-под стальной махины вырвался тысячеголосый крик ужаса.

Во внутренних помещениях перевернутого линкора остались люди, которых можно было бы еще спасти: отчаянный стук из недр огромного корпуса нарастал, сливаясь в сплошную дробь. Но и этот шанс не был использован.

Взрыв корабельного боезапаса - такова была первая версия. Но она отпала, когда водолазы обследовали корпус: характер разрушений указывал на то, что взрыв был все-таки наружным. По официальной версии, выдвинутой правительственной комиссией, линкор подорвался на донной магнитной мине (или связке мин - взрыв был очень сильным). Установлено, что мины такого типа были выставлены немцами в 1944 году при уходе из Севастополя в его бухтах.

Но к 1955 году источники электропитания вытраленных донных мин оказывались разряженными, а взрыватели почти у всех - неработоспособными. Поэтому в выводах комиссии не исключалась и возможность диверсии. Дело в том, что линейный корабль "Новороссийск" - это бывший итальянский линкор "Джулио Чезаре" ("Юлий Цезарь"), доставшийся после окончания Второй мировой войны советскому ВМФ вместе другими трофейными кораблями в счет репарации. Накануне его передачи СССР на Апеннинах открыто звучали призывы не допустить того, чтобы гордость итальянского флота оказалась под советским флагом, вплоть до его потопления.

Соответствующие силы и средства в послевоенной Италии для этого имелись. Во время войны на Черном и Средиземном морях с большим успехом действовали итальянские подводные диверсанты из знаменитой "Децима МАС" - 10-й флотилии штурмовых средств, которой командовал "черный князь" Валерио Боргезе. В полуподпольном виде этот отряд продолжал существовать и после капитуляции Италии. В любом случае все говорит о том, что диверсию осуществили те, кто был хорошо знаком с акваторией бухты (во время войны 10-я флотилия МАС базировалась в портах Крыма) и устройством линкора: диверсанты выбрали одно из самых уязвимых мест днища, не прикрытое противоминной защитой, - возле носовых артиллерийских погребов главного калибра. Минимальную неточность можно объяснить тем, что накануне при возвращении на базу корабль, как уже упоминалось, неудачно встал на бочки и его корпус оказался сдвинутым на несколько десятков метров назад. Если бы диверсанты, ориентировавшиеся по бочкам, установили заряд точно под артпогребом, не спасся бы никто.

Кроме того, как свидетельствуют рассекреченные разведывательные сводки штаба Черноморского флота, по весьма странному совпадению именно в самом конце октября в акватории Черного моря находилось несколько итальянских торговых судов, которые к 29 октября дружно покинули его пределы, а князь Боргезе вскоре после подрыва "Новороссийска" срочно переселился в Испанию под опеку генерала Франко. В то же время зарубежная пресса сообщала, что за выполнение некоего специального задания высшими военными наградами была отмечена анонимная группа итальянских военнослужащих.

Все сходится к тому, что итальянцы участвовали в диверсии. Но не только. Не исключен, например, и английский след: после выхода Италии из войны англичане долгое время удерживали "Джулио Чезаре" на Мальте и проводили на нем тренировки совместно с итальянцами.

Как удалось установить из архивных документов, советское военно-политическое руководство планировало подготовить 320-миллиметровый главный калибр "Новороссийска" для стрельбы снарядами в ядерном снаряжении. Якобы накануне ноябрьских праздников линкор после долгих неудач с оценкой "отлично" отстрелялся экспериментальными спецснарядами (без ядерного заряда) по учебным мишеням. Такой поворот событий по многим причинам не устраивал ни англичан, ни их союзников.

Существуют и другие подтверждения именно "диверсионной" версии, которую советские власти старались не комментировать. Сразу же после катастрофы в Севастопольской бухте попал под следствие начальник шумопеленгаторной станции, контролировавшей вход в гавань, снят с должности и понижен в воинском звании командир соединения кораблей, отвечавший за охрану рейдов главной базы.

Только в мае 1957 года "Новороссийск" был поднят со дна Севастопольской (Северной) бухты и в перевернутом виде отбуксирован в бухту Казачью. Здесь его разоружили и разделали "на иголки". Как поступили с останками моряков, остававшимися внутри корабля, до сих пор неизвестно. И это еще одна загадка.

Впрочем, ни в середине 50-х, ни позже ни у кого не было сомнений, что и "новороссийцы", и те, кто пришел к ним на помощь, до конца выполнили свой долг. В докладе правительственной комиссии особо подчеркивалось: "Учитывая, что при катастрофе линкора "Новороссийск" и в борьбе за его спасение многие матросы, старшины и офицеры показали образцы мужества и героизма, комиссия считает необходимым наградить некоторых из них, в том числе и посмертно". На основании доклада правительственной комиссии командованием Черноморского флота в ноябре 1955 года исполняющему обязанности главкома ВМФ СССР Сергею Горшкову были отправлены представления о награждении орденами и медалями всех погибших вместе с линкором моряков. К наградам были представлены также 117 человек из числа уцелевших линкоровцев и моряков с других кораблей, пришедших на помощь подорванному "Новороссийску", а также водолазы и врачи, отличившиеся в ходе спасательных работ. В Севастополь, в штаб флота, быстро доставили необходимое количество наград. Но награждения так и не произошло.

Лишь через сорок лет выяснилось, что на представлении рукой начальника управления кадров ВМФ той поры была сделана пометка: "Адмирал т. Горшков не считает возможным выходить с таким предложением".

Только в 1996 году после неоднократных обращений ветеранов корабля правительство РФ все-таки дало соответствующие поручения Министерству обороны, ФСБ, Генпрокуратуре, Российскому государственному морскому историко-культурному центру и другим ведомствам, а Главная военная прокуратура наконец-то занялась проверкой материалов расследования, проводившегося в 1955 году. Увидели белый свет и засекреченные наградные листы на "новороссийцев", которые все это время хранились за стальными дверями Центрального военно-морского архива. Тогда и выяснилось, что 6 моряков посмертно были представлены к высшей награде СССР - ордену Ленина, 64 (53 посмертно) - к ордену Красного Знамени, 10 (9 посмертно) - к орденам Отечественной войны 1-й и 2-й степени, 191 (143 посмертно) - к ордену Красной Звезды, 448 моряков (391 посмертно) - к медалям "За отвагу", "За боевые заслуги", Ушакова и Нахимова.

Поскольку к тому времени не было ни государства, под военно-морским флагом которого погиб "Новороссийск", ни советских орденов, все "новороссийцы" были награждены орденами Мужества. Но пока что удалось вручить или передать семьям погибших от силы полторы сотни наград: похоже, что об указе "для служебного пользования" до сих пор знают далеко не все. Причем не только в странах СНГ, но и в России. Кроме того, как установил автор этих строк, имена еще девятнадцати погибших в далеком 1955 году военных моряков по оплошности вообще не попали и в последний наградной список. Но список обойденных намного длиннее - 55 человек.

С легкой руки писателя-мариниста Николая Черкашина не так давно появился на свет еще один вариант диверсионной версии гибели линкора. Суть его заключается в том, что "Новороссийск" был подорван с помощью двух зарядов. Якобы один заряд итальянцы тайно заложили в трюм линкора еще перед передачей его СССР, чтобы подорвать его во время перехода из Средиземного моря в Черное. Но тогда по ряду причин сделать это им не удалось. И только в 1955 году они смогли пробраться в Севастопольскую бухту и подложить под днище линкора специальное подрывное устройство - отсюда и сдвоенный звук того рокового взрыва, и огромные разрушения.

Эта версия, за исключением ряда деталей, выглядит не только романтично, но и неправдоподобно. Кстати, еще в 1992 году, будучи главкомом ВМС Италии, адмирал Гуидо Вентурони так ответил на вопрос о причастности Италии к гибели "Новороссийска": "С журналистской точки зрения это было бы интересно, если бы это было правдой. Но с высоты своего положения я должен сказать, что это неправда. Этого не могло быть, и данный несчастный случай произошел не по вине итальянских пловцов... Но я не исключаю, что это дело наших спецслужб".

Надо заметить, весьма неоднозначный ответ. И скорее всего окончательно все встанет на свои места, когда будут рассекречены зарубежные архивы.

О.П.Бар-Бирюков
"Герои для служебного пользования"

 
             
Top.Mail.Ru
© Kchf.ru, 2001-2024 - о сайте