Черноморский Флот

Флотские новости

История флота

Корабельный состав

Фотоальбом ЧФ

Вооружение

Командный состав

Служба по контракту

"Энциклопедия ЧФ"

Флотский Форум

Обратная связь

English version


 
   
 
Черноморский Флот
 
 
KCHF.RU - информационный ресурс
 
 
     
 
Корабельный состав
Все корабли Черноморского Флота

Подводные лодки

 

 
 
 
     
   Подводная лодка С-49 (ПЗС-50) 
 
ПЗС-50
 
ПЗС-50
 
ПЗС-50
 
ПЗС-50
 
ПЗС-50
 
ПЗС-50
 
ПЗС-50
 
ПЗС-50
 
ПЗС-50
 
ПЗС-50
 
ПЗС-50
 
ПЗС-50
 
ПЗС-50
 
 
 

ТТД:
Водоизмещение (надводное/подводное): 1330/1729 т.
Размеры: длина - 76,6 м, ширина - 6,7 м, осадка - 4,6 м.
Скорость хода (надводная/подводная): 15,3/13 узлов.
Глубина погружения: рабочая - 240 м, предельная - 300 м.
Дальность плавания: над водой 7400 миль при 9,2 узлах или 2400 миль при 15,2 узлах, при движении под РДП 4500 миль при 8 узлах, под водой 350 миль при 2 узлах или 13 миль при 13 узлах.
Силовая установка: дизель-электрическая, 2х2000 л.с., дизели 37Д, 2х1350 л.с., электродвигатели ПГ-101, 2 ВФШ в насадках, 2х50 л.с., электродвигатели ПГ-103
Вооружение: 6 533-мм торпедных аппаратов в носу, 2 533-мм торпедных аппарата в корме, 14 торпед. + 2 650-мм торпедных аппарата, 2 ПЛУР или торпеды калибра 650-мм.
Экипаж: 52 чел.

История подлодки:
Подводная лодка пр.633РВ

Проектирование подводной лодки проекта 633 было начато по Постановлению СМ №1454-808 от 9.08.1955 г. Проектирование велось в ЦКБ-112, главным конструктором проекта был З.А.Дерибин, заместителями - А.К.Назаров и Е.В.Крылов, главным наблюдающим от ВМФ был И.И.Чуфрин.

В апреле 1955 г. предэскизные проработки проекта были закончены и представлены на рассмотрение в двух вариантах: один по ТТЗ, выданному УК ВМФ, а второй "инициативный" (И-633) с улучшенными ТТЭ. Проработки получили одобрение руководства ВМФ и МСП. Как отмечено в заключении УК ВМФ при рассмотрении предэскизных проработок в мае 1955 г., "предложенный вариант является совершенно новым проектом сред­ней ПЛ". Применительно к этому варианту пересмотрели и ТТЗ.

Технический проект ПЛ проекта 633 был утвержден постановлением СМ №1117-580 от 15 августа 1956 года. Подводная лодка проекта 633 двухкорпусная, по своим главным размерениям близка к ПЛ пр.613, по характеру же обводов наиболее соответствует ПЛ пр.611, в котором форма миделевого сечения приближается к окружности. Обводы корпуса ПЛ в основном подчинены обеспечению большей ходкости в подводном положении за счет надводных характеристик.

Подводная лодка С-49 (заводской №364) была заложена на заводе "Красное Сормово" в Горьком 29.03.1962 г., спущена на воду 27.07.61 г. Вступила в строй 31.12.1961 г.

16.01.1962 г. принята в состав Черноморского флота. 02.08.1962 г. прибыла на Северный флот, и 22.08.1962 г. перечислена в состав Северного флота. Зачислена в состав 96-й БПЛ 4-й ЭПЛ (г. Полярный). 15.08.1969 г. вновь перечислена в состав Черноморского флота.

К тому времени в была начата разработка противолодочных комплексов "Водопад" и "Ветер", предназначенных для ВМФ.

Комплекс "Водопад" представлял собой твердотопливную ракету, выстреливаемую из торпедного аппарата калибра 533 мм. Руководство ВМФ заставило разработчиков комплекса использовать уже состоявшие на вооружении 533-мм торпедные аппараты. В свою очередь жесткие габаритные ограничения сказались на тактико-технических характеристиках ракеты. В комплексе "Водопад" использовались два варианте боевой части - 400-мм малогабаритная торпедная УМГТ-1 и ядерный заряд.

Ракета выходила из воды под углом, корректировалась в полете бортовой инерциальной системой, затем в заданной точке происходило отделение торпеды (либо специальной боевой части), которая на парашюте сбрасывалась в воду. Парашют при этом отстреливался у поверхности воды. Поиск лодки торпеда производила с помощью головки самонаведения.

Малогабаритная противолодочная электрическая торпеда УМГТ-1 имеет скорость 41 узел, дальность хода 8 км, глубину хода до 500 м. Акустическая активно-пассивная система самонаведения торпеды имеет радиус реагирования по активному каналу 1500 м. В качестве источника электроэнергии в торпеде УМГТ-1 принята серебряно-магниевая батарея, активируемая морской водой. Максимальная дальность стрельбы комплекса "Водопад" - 37км.

Комплекс "Ветер" представляет собой твердотопливную ракету, выстреливаемую из торпедного аппарата калибра 65 см. Длина ракеты 11 м, диаметр корпуса - около 650 мм. Ракета комплекса "Ветер" имеет те же два варианта боевой части, что и комплекс "Водопад", т.е. торпеду УМГТ-1 и ядерную боевую часть. Комплекс "Ветер" обладает более мощной ракетой, чем комплекс "Водопад", поэтому имеет в два раза большую дальность и глубину старта.

Головным разработчиком комплексов "Водопад" и "Ветер" выступало ОКБ "Новатор" Минавиапрома (бывшее ОКБ-9). Начальником бюро и главным конструктором был Л. В. Люльев. Торпеда создавалась в НПО "Уран" Минсудпрома (главный конструктор торпеды В. А. Левин). Бортовая аппаратура ракет разрабатывалась в НИИ-25 Минавиапрома (начальник и главный конструктор А. С. Абрамов).

Для испытания обоих комплексов на заводе № 444 по чертежам, разработанным СПМБМ ''Малахит" в разное время были переоборудованы две подводные лодки С-11 и С-49 из проекта 633 в проект 633РВ.

В носовой части лодки получили надстройку с двумя 650-мм торпедными аппаратами для испытания новых торпед для отработки системы стрельбы из ТА калибра 650-мм новыми образцами торпед. Подводная лодка С-49 прошла ремонт и модернизацию в период c сентября 1970 г. по 1972 г. При этом водоизмещение подводной лодки увеличилось до 1350 т в надводном и до 1810 т в подводном положении, а длина - до 78 м.

Её 533-мм торпедные аппараты соответствовали серийным на атомных подводных лодках проекта 671, а 650-мм - аппаратам на лодках проекта 671РТ. Кроме того, казенные части верхних аппаратов калибра 650 мм были вставлены в прочную герметичную камеру, что обеспечивало надежную работу агрегата АЭРВД-100, предназначенного для ввода данных в ракету.

В соответствии с технической документацией эти ТА называются ПУ ракетоторпед. В отличие от штатных ТА они имеют прорези в обтюрирующих кольцах для прохода продольного кабеля ПЛУР, дополнительные фигурные направляющие дорожки для снятия предохранителя запуска двигателя, кабельный разъем, вмонтированный в крышку ПУ для предстартовой проверки ПЛУР и введения в их БСУ необходимых данных. Выход ПЛУР из ПУ такой же, как и торпед из ТА.

В носовом отсеке демонтировали часть стеллажей для запасных торпед, АПП ПЛУР и установили контрольно-измерительную аппаратуру. Кроме того, было усовершенствовано гидроакустическое вооружение. На неё в дальнейшем проводились заводские, летно-конструкторские и государственные испытания комплексов, а также серийных ракет после приемки их на вооружение.

Находилась в составе 475-й дивизиона подводных лодок; 24.06.1991 г. была отнесена к подклассу опытовых ПЛ.

10.07.1995 г. подводная лодка С-49 была исключена из состава ВМФ, и 31.10.1995 г. расформирована. В этом же году была переоборудована в плавучую зарядовую станцию и переименована в ПЗС-50, базировалась на Южную бухту Севастополя.

01.11.2019 г. плавучая зарядовая станция ПЗС-50 была исключена из состава флота.

В 2021 г. было принято решение о передаче подводной лодки в состав экспозиции Балаклавского подземного музейныого комплекса.

 
       
Top.Mail.Ru
© Kchf.ru, 2001-2021 - о сайте