Черноморский Флот

Флотские новости

История Флота

Корабельный состав

Фотоальбом ЧФ

Вооружение

Командный состав

Герои Флота

Служба по контракту

"Энциклопедия ЧФ"

Флотский Форум

Обратная связь

English version


 
Наш канал в Telegram

 
   
 
Черноморский Флот
 
 
KCHF.RU - информационный ресурс
 
 
   
 
Корабельный состав
Все корабли Черноморского Флота

Сторожевые корабли / Фрегаты

 
 
 
         
      Сторожевой корабль "СКР-51"  
 
СКР-51
 
 
 

ТТД:
Водоизмещение: 1186 т.
Размеры: длина - 90,9 м, ширина - 10,2 м, осадка - 2,87 м.
Скорость полного хода: 29 узлов.
Дальность плавания: 1950 миль при 14,5 узлах.
Силовая установка: котлотурбинная, двухвальная, 2100 л.с.
Вооружение: 3х1 100-мм артустановки Б-34-УСМА, 2x2 37-мм зенитных артустановок АУВ-11М, 1x2 533-мм торпедный аппарат, 1 РБУ МБУ-200, 4 бомбомета БМБ-1, до 26 якорных мин.
Экипаж: 168 чел.

История корабля:
Сторожевой корабль пр.50

После Великой Отечественной войны отечетвенному ВМФ для дозорной службы и охраны небольших прибрежных конвоев требовались корабли небольшого водоизмещения. По личному указанию И.В. Сталина началась разработка тактико-технического задания (TT3) на новый СКР полным водоизмещением 1200 т.

Совет Министров ССР постановлением от 20 июля 1950 г. утвердил это ТТЗ и обязал Министерство судостроительной промышленности и Военно-морское министерство закончить разработку эскизного проекта в сентябре п представить его на утверждение в СМ СССР в октябре 1950 г. Технический проект СМ СССР утвердил своим постановлением 31 августа 1951 г.

Главным конструктором СКР пр.50 на начальном этапе проектирования был Д.Д. Жуковский, затем (в СКБ-194) - В.И. Неганов, а с конца 1953 г. - Б. И. Купенский. Наблюдающим от ВМС назначили сотрудника 1 ЦНИИ МО капитана 1 ранга В.С. Авдеева.

Корабли пр.50 были гладкопалубпыми с значительной седловатостыо в носу, однотрубными, с одной треногой мачтой и двумя надстройками. Носовые образования корпуса по ватерлинии отличались значительным заострением, а шпангоуты выполнены с развалом у верхней палубы. Корабль делился на 12 водонепроницаемых отсеков поперечными переборками. Ко всем боевым постам и помещениям, за исключением бомбового погреба №6, мичманскою отсека и румпельного отделения, был обеспечен доступ без выхода личного состава на верхнюю палубу.

Рядовой и старшинский состав срочной службы (147 чел.) размещался в пяти носовых и одном кормовом кубриках, 15 запасных мест предусматривалось на подвесных койках. Десять офицеров размещались в 7 каютах. В офицерских каютах имелось 4 запасных места для размещения флагманских специалистов. Для 10 мичманов оборудовали 3 каюты и свою кают-компанию.

В качестве основного материала корпуса применили высокопрочную низколегированную сталь марки СХЛ-4 и броневую марки 48ПМ. Набирался он по продольной системе, с установкой рамных шпангоутов, флоров и бимсов через 2-3 шпации (1000-1500 мм). Противоосколочной броней (толщина 7-8 мм) были защищены котельное и машинное отделения в районе 79,5—117,5 шп. по ширстреку и двум последующим поясьям нарушений обшивки, ходовая рубка, обвесы ходового мостика и шиты артиллерийских установок. Весь корпус был электросварной за исключением соединения ширстрека с палубным стрингером и съемных листов. По результатам ходовых испытаний общая и местная прочность корпуса СКР пр 50 были признаны удовлетворительными. Вибрация кормовой оконечности на всех ходах соответствовала нормам.

Машинно-котельная установка располагалась в трех смежных по длине корабля отсеках. В котельном отделении стояли два котла КВГ-57/28, а в машинном два турбозубчатых агрегата ТВ-9 побортно и в третьем отсеке вспомогательных механизмов - кормовая электростанция (два турбогенератора 7Д-7/1 по 150 кВт, стояночный дизель-генератор ДГ 25/1-1 (25 кВт), вспомогательный котел и испарительная установка), там же располагалась и мастерская. Резервный дизель-генератор ДГ-100/1 (100 кВт) размещался в носовой электростанции. На корабле применялся трехфазный ток (220 В, 50 Гц).

Каждый турбозубчатый агрегат ТВ-9 состоял из однокорпуспой турбины переднего хода, активно-реактивного типа с расположенными в ней ступенями заднего хода, одпопроточного конденсатора (расположенного под турбиной идодь её оси), двухступенчатой двухопорпой зубчатой передачи и маневрового устройства. Агрегат ТВ-9 имел возможность пуска турбины из холодного состояния.

В ходе проведения госиспытаний серийных кораблей в турбинах периодически возникали поломки рабочих лопаток. Специальная комиссия под председательством профессора М. И. Гринберга видела причину этого в возникавших резонансных колебаниях лопаток на полных ходах (переднем и заднем). Дело в том, что завод-изготовитель и его СКБТ приняли повышенные (против ранее принимаемых в морском турбостроении) допускаемые напряжения, но не смогли обеспечить конструктивно и технологически качественное изготовление турбин. В апреле и сентябре 1954 г. специальным постановлением СМ СССР были определены меры, направленные на устранение дефектов турбозубчатого агрегата ТВ-9, и введено временное ограничение максимальной скорости хода до 25 уз. действовавшее до 1955 г. Однако и в дальнейшем имели место неисправности на этих ГТЗА.

Наведение артустановок Б-34-УСМА осуществлялось автоматически, при помощи дистанционного управления и вручную. Дальность стрельбы по горизонту составляла 121,0 кб, досягаемость по высоте 15000 м. Начальная скорость снаряда достигала 900 м/с, л скорострельность - 15 выстр./мин и боезапас на ствол 220 выстр. (20 в кранцах первых выстрелов).

Для управления их стрельбой использовалась система ПУС "Сфера-50" с системой дистанционного управления СССП-50, стабилизированным визирным постом СВП-42-50, с силовой наводкой АСП-50, системой гиростабилизации "Компонент". Пост СВП-42-50, совмещенный с антенным постом РЛС "Якорь", располагался на крыше штурманской рубки на высоте 14,5 м от ватерлинии. Дальность действия оптического дальномера по морской цели достигала 126 кб. Дальность действия РЛС "Якорь" по морской цели - 180 кб, а по воздушной до 165 кб. Результаты испытаний показали, что СВП-42-50 надежно обеспечивал наведение орудий по морским и воздушным целям. Однако быстрый поиск и захват воздушной цели схема целеуказания по длительности работного времени ПУС (34-40 с) не обеспечивала.

Новым в радиотехническом вооружении корабля по было принятие в качестве РЛС обнаружения надводных целей РЛС типа "Линь", которая могла обнаруживать низколетящие самолеты и гидроакустической станции (ГАС) "Пегас-2". При скорости хода около 20 уз она могла обнаруживать ПЛ. находившуюся па перископной глубине на дальности 14 кб. а якорные мины и минные поля - 7 кб (по техническим условиям - 3 кб).

Строительство кораблей пр.50 шло довольно быстро и к 1958 г. на трех заводах было построено 68 единиц, из них ССЗ в Николаеве построил 20 единиц, служивших на ЧФ. Таким образом, в отечественном флоте впервые была построена такая крупная серия сторожевых кораблей.

В процессе постройки или при модернизации на многих кораблях менялось вооружение. Так, РЛС "Гюйс-1М4" заменили на РЛС "Фут-Н", РЛС "Якорь" - на РЛС "Якорь-М", РЛС "Линь" - на РЛС "Нептун-М", ГАС "Пегас-2" - на "Пегас-ЗМ". На кораблях пр. 50. модернизированных по варианту ПЛО, вместо снятых бомбометов были установлены две РБУ-2500 с общим боекомплектом 128 РГБ-25. В связи с изменениями вооружения менялись и составляющие нагрузки масс. Для поддержания остойчивости на заданном уровне на кораблях последних модификаций и на модернизируемых пришлось размещать твердый балласт.

СКР пр.50 стали в отечественном ВМФ надводными кораблями второго (после ЭМ пр.30-бис) типа, которые поставлялись в дружественные страны: Болгарию, Финляндию, Индонезию.

Сторожевой корабль "СКР-51" был зачислен в списки кораблей ВМФ 20.02.1954 г. и 25.06.1954 г. заложен на стапеле судостроительного завода № 445 им. 61 коммунара в Николаеве (заводской номер №1132). Спущен на воду 26.02.1955 г., вступил в строй 28.09.1955 г. и 08.10.1955 г. включен в состав ЧФ.

зачислен в списки кораблей ВМФ и заложен на стапеле ССЗ № 445 им. 61 коммунара в Николаеве, спущен на воду , вступил в строй и включен в состав ЧФ. 31.12.1960 выведен из боевого состава, законсервирован и сначала в Севастополе, 10.9.1968 в Очакове и 30.1.1975 в Донузлаве поставлен на отстой, с 12.7.1985 по 13.6.1988 на СРЗ в Поти прошел капитальный ремонт. 15.2.1989 расконсервирован и вновь введен в строй, но 24.6.1991 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации. 1.10.1991 расформирован и позже разделан на металл в Севастополе.

 
             
Top.Mail.Ru
© Kchf.ru, 2001-2024 - о сайте