ТТД: Водоизмещение: 1050 т. Размеры: длина
- 65,6 м, ширина - 17,2 м, осадка - 3,3 м (>1 м при работе нагнетателей)
Скорость полного хода: 55 узлов Дальность плавания: 2500 миль при 12 узлах,
800 миль при 45 узлах Силовая установка: 2 ГТУ М10-1 36000 л.с. (на винты-тандем,
в опускаемых колонках), два дизеля М-511А 20000 л.с.( на 2 винта), два дизеля
М-504 6600 л.с. (на нагнетательные вентиляторы) Вооружение: 2х4 пусковые установки
ПКР "Москит" (8 ракет 3М80), 1x2 ПУ ЗРК "Оса-М" (20 ракет),
1 76-мм артустановка АК-176, 2x6 30-мм артустановки АК-630 Экипаж: 68 чел.
История корабля: Ракетный корабль на воздушной подушке пр.1239
Ракетный корабль на воздушной подушке (РКВП) создавался как развитие малых ракетных
кораблей проектов 1234 и 1234.1. Опыт применения малых ракетных кораблей на боевой
службе в Средиземном море показал, что корабли такой размерности и классических
образований ограничены в размещении оружия. Катамаран пр.1239 отличается большой
палубой, что позволяет решить эту проблему, более комфортными условиями использования
оружия и размещения экипажа. К тому же он обладает высокой мореходностью. При
создании РКВП так же широко применялся опыт ЦМКБ "Алмаз" и судостроительной
промышленности, приобретенный при строительстве десантных кораблей на воздушной
подушке типа "Джейран", "Зубр" и др. Первым ракетным
кораблем на воздушной подушке пр.1239 стал РКВП "Бора", заложеный в
1984 г. на заводе в Зеленодольске под Казанью. Вскоре после первенца был заложен
и второй корабль этой серии - "Самум". Ракетный корабль
на воздушной подушке "Самум" (до 18.03.1992 г. - МРК-17) был заложен
на стапеле судостроительного завода "Красный металлист" в г. Зеленодольске
в сентябре 1991 г. (зав. № 502), спущен на воду 12.10.1992 г., принят в опытную
эксплуатацию в марте 1992 г. Был переведен по внутренним водным путям на Черное
море, в ноябре 1992 г. прибыл в Керчь, а в марте 1993 г. - в Севастополь. Затем
корабль опять был отправлен на завод-строитель, в октябре 1993 г. прибыв в Зеленодольск.
В сентябре 1994 г. по внутренним водным путям ушел на Балтийское море, и с декабря
1996 г. проходил госиспытания в Балтийске, официально введен в строй 26.02.2000
г. Входил в состав 36-й бригады ракетных катеров Балтийского флота. В апреле
2002 года данный РКВП под командованием капитана 2 ранга В.Сакова был перебазирован
с Балтики на Черноморский флот, войдя в состав 166-го Новороссийского Краснознаменного
дивизиона малых ракетных кораблей 41-й Отдельной бригады ракетных катеров Черноморского
флота. Корабль представляет собой два узких корпуса, перекрытых платформой
64 м длины и 18 м ширины. Впереди находится эластичный экран. Два газотурбинных
двигателя мощностью по 60 тысяч л.с. позволяют развить скорость до 55 узлов даже
при высоте волн 2 м, а при 5 баллах (волна 3,5 м) - более 40 узлов. Высокая скорость
позволяет кораблю не попадать в захват самонаводящихся ракет, по той же самой
причине его не успевает догнать торпеда. Для экономичного хода установлены два
дизеля. Мореходность - до 8 баллов. РКВП обладает уникальными кораблестроительными
качествами. В первую очередь к ним следует отнести трансформируемость гидродинамической
плат формы и многовариантность - 36 вариантов использования двигательно-движительной
установки. С одной стороны корабль - это катамаран с диапазоном скоростей до 20
узлов, с другой - быстроходный корабль на воздушной подушке с максимальной скоростью
свыше 50 узлов. В обоих случаях энергетическая установка типа CODAG, комбинированная
движительная система и трансформируемая система гибкого охлаждения позволяют кораблю
иметь широкий спектр режимов движения как в нормальном, так и в аварийном состоянии. Имея
две раздельные двигательно-движительные установки маршевого и полного хода, способные
работать раздельно и совместно, корабль может двигаться в трех главных режимах
(катамаран, КВП-1 и КВП-2), что обеспечивает практически стопроцентную гарантию
хода в любой ситуации. Так, за все прошедшие годы эксплуатации РКВП не было случая,
чтобы корабль возвращался в базу на буксире. Более того, была проведена возможность
движения вообще с выключенными движителями. РКВП при работе только двигателей-нагнетателей
был способен двигаться за счет истечения воздуха из воздушной подушки в корму
против ветра (7 м/сек) со скоростью 3 узла. Опыт использования корабля в
боевой учебе флота дал основание командованию ЧФ считать, что корабли проекта
1239 по своим тактико-техническим характеристикам являются оптимальными ударными
кораблями для незамерзающих закрытых морских театров, существенно усиливающими
боевой потенциал бригад ракетных катеров. Этим кораблем в разное время командовали:
- капитан 2 ранга Олег Сардин; - капитан 3 ранга Владимир Дербетов; - капитан
2 ранга Александр Журкин. |